Когда появился на свет резиновый рукав, точно не известно. Есть основания думать, что его изобретателем был шотландский инженер Роберт Томсон. В 1845 году этот славный сын своей отчизны методом литья каучука получил длинную пустотелую трубку, и даже добился патента на нее – но уже в качестве шины. К сожалению, шина никому не потребовалась. Однако люди сразу же оценили шланг!


Такое положение дел привело к повторному открытию шины. И неудивительно, что сделал его соотечественник Томсона. Так, через 42 года Джон Данлоп изобрел «улучшатель велосипеда», чтобы облегчить жизнь своему ребенку. На колеса из дерева он надел разрезанный шланг – и падения стали происходить значительно реже! Воодушевленный удачным финалом, счастливый отец немного доработал шину, а потом и запатентовал ее. Благо о предыдущем подобном патенте никто не вспомнил.


Как рукава, так и шланги сначала были не очень-то удобными. Но с идеей сделать рукав в несколько слоев и укрепить его специальными нитями шланг «вырос» до 30 метров в длину и шести сантиметров в толщину. Надо отметить, что изделия производились из резины, которая, в свою очередь, изготовлялась из каучука, – вот почему позволить себе такую инновацию мог не каждый.


Так было до 1910 года, когда российский химик Сергей Лебедев смог получить искусственный каучук. С образованием СССР стремительно возрастала индустриализация, и резина требовалась для всех видов машиностроения. Новое открытие стало востребованным 22 года спустя: оно стало использоваться для производства шлангов и … калош!


В 1947 году инициатива по дальнейшей работе над шлангом переходит к представителям Греции. Именно там изготовили пробные рукава из пластика, намереваясь качать по ним жидкие вещества для погрузки на корабли. Да, массу шланга греки смогли уменьшить. Только вот к воздействию тепла их детище подготовленоне было, и с давлением онотоже не справилось. Кроме того, получилось, что пластиковая трубка довольно затратная в сравнении срезиновой.


Наверное, покажется странным, что более чем полтора столетия спустя рукава и шланги из резины все еще пробуют улучшать. Химики и технологи совместными усилиями пробуют сделать эти продукты устойчивыми к высоким температурам, способными выдерживать огромное давление, да и снизить вероятность их порчи. Экологи же заботятся о безопасности резиновых рукавов для человека. Другие специалисты работают над вопросами о встроенных и обжимных соединениях рукавов на концах, улучшением их структуры, устойчивостью к вибрации и воздействию кислоты, пресловутым уменьшением массы и… привлекательным внешним видом.